В 2009 году английский психолог Майкл Хоу написал книгу под названием «Вся правда о раннем развитии детей». Автор сопоставил в ней различные подходы к раннему обучению малышей. В книге отмечено, что многие родители прикладывают множество усилий, чтобы их дети максимально развили свои таланты и способности как можно раньше. Пятилетнего ребёнка учат бегло читать, заставляют изучать иностранные языки, заниматься музыкой, разбираться в живописи. Но приносит ли положительные плоды такое воспитание? Ведь нагрузка на маленького человека увеличивается в разы.
Здесь надо отметить, что Великобритания всегда славилась нестандартным подходом к воспитанию детей. Одно время в среде британских психологов бытовало мнение, что свои способности человек получает при рождении, и они на протяжении всей жизни остаются неизменными.
Один из основоположников английской педагогики Сирил Берта стал инициатором введения в школах специального тестирования. По мнению почтенного мэтра оно позволяло уже в 1 классе выявить детей с высоким интеллектом. Однако нововведение не прижилось. Общественность сочла это дискриминацией по отношению к школьникам. Седовласому мэтру указали на дверь, а «сортировка» детей не прожила долго.
Одно время на английском телевидении пользовалась популярностью передача, посвящённая неординарным детям. Они с ранних лет проявляли незаурядные способности. Многие из них в 6-летнем возрасте демонстрировали невероятные успехи в математике, игре на музыкальных инструментах, знании нескольких иностранных языков.
Однако создатели передачи концентрировали внимание не на самих юных вундеркиндах, а на их родителях. В первую очередь подчёркивались те усилия, которые приложили отцы и матери, чтобы развить в детях определённые способности. В результате этого на телевидении возникла дискуссия о роли родителей в ускоренном развитии ребёнка.По поводу этого Майкл Хоу в своей книге заметил, что, практически, любой малыш может показать очень высокие интеллектуальные способности, если ему создать соответствующие условия. В то же время надо учитывать, что возможности детей не безграничны. Их нельзя недооценивать, но и опасно переоценивать.
Следует также учитывать, что если сосредоточить максимум усилий на каком-то одном предмете – например, на музыке, то результат выльется в одностороннее развитие личности. Конечно, талантливый музыкант может позволить себе двойки по математике. Но станет ли он великим скрипачом или композитором, когда вырастет. Может быть, ребёнок тратит всё время на музыку лишь в угоду родителям, а сам мечтает стать архитектором или полярным лётчиком. В этом случае односторонний подход приведёт к катастрофе в будущем.
Отсюда напрашивается простой вывод: родители не должны навязывать малышу свои личные нереализованные мечты. Их главная задача состоит в том, чтобы выяснить индивидуальные наклонности своего ребёнка. Когда они поймут, к чему предрасположен их малыш, тогда можно смело начинать заниматься воспитанием любимого чада. Однако большинство взрослых игнорирует именно этот вопрос, а он является самым важным.
Следует также учитывать тот факт, что ускорять развитие ребёнка не всегда желательно. Этого мнения, кстати, придерживаются очень многие психологи. В частности, российские психологи в своё время сформировали целую концепцию по этому вопросу. Они выступали против ускоренного развития или искусственной акселерации.
Утверждалось, что детей необходимо как можно позже усаживать за парты. В раннем возрасте следует по максимуму использовать игры. Именно, благодаря им, ребёнок и получает все необходимые знания. А массовое школьное обучение детей с 6-летнего возраста противоречит самой природе детства. Для живого и любознательного малыша такой вид познания приносит больше вреда, чем пользы.
Главным фактором в развитии маленького человека являются не целенаправленные усилия по приобретению знаний, а та интеллектуальная атмосфера, которая царит в семье. Наивно полагать, что ребёнок вырастет ценителем Вергилия или Гомера, если мама читает только любовные романы, а папа любит детективы. Многие родители помнят из школьной программы от силы десяток иностранных слов, но хотят, чтобы их ребенок читал в оригинале Гёте и наслаждалось пьесами Шекспира на английском языке. Такого, естественно, не будет.
Суть человеческого прогресса в том, чтобы дети превосходили своих родителей. Но они не могут превосходить их многократно. Это один из фундаментальных законов воспитания. Конечно, ребёнок должен стоять на одну ступеньку выше мамы и папы. Но несерьёзно полагать, что он взлетит ввысь и перепрыгнет сразу через сотню ступенек.
Поэтому, устанавливая планку своему ребёнку, нужно чётко понимать, на каком уровне интеллектуального развития находится сама семья. И уже, исходя из реальных возможностей, следует определяться с теми высотами, которые маленькому человеку по силам преодолеть. Но ставить перед ним какие-то глобальные задачи не просто глупо, а жестоко.
Однако родительские амбиции не имеют границ. Да и действительно, как приятно сообщить окружающим, что ваш 4-летний малыш уже умеет читать. Вот только зачем ему это в таком возрасте. На данном этапе психического развития ребёнку необходимы эмоциональные контакты с родителями и сверстниками. А «Преступление и наказание» Достоевского он читать всё равно не будет. Ему бы послушать сказки про Карлсона. Именно послушать, так как это гораздо полезнее в столь юном возрасте, чем читать их самому. По данному поводу следует заметить, что блистательный во всех отношениях Уинстон Черчилль начал говорить только в 4 года. Но, несмотря на это, стал всемирно известной исторической личностью. Так что не нужно чрезмерно ускорять развитие ребёнка. Лучше реально оценить в первую очередь свои интеллектуальные возможности и исполнять родительский долг без иллюзий и непомерных амбиций.Воспользовавшись нашими услугами в последствии стали постоянными клиентами.